Очень часто к нам приходят с вопросом оценки стартапа. Конечно, это довольно индивидуальная история и каждый раз надо смотреть глубоко на проект, оценивать и ценность кадров и технологий, и текущий трекшен.
Но есть общее правило, которому можно придерживаться.
Сколько стоит стартап?
Все зависит от стадии (которые тоже можно трактовать с некоторой гибкостью)
Pre-seed. Есть идея, есть команда, есть уверенность, что сама идея реализуема этой командой. Может быть некоторое количество «секретного соуса». На этой стадии от команды требуется верить в проект и бросить в него все силы, а от инвестора требуется совершить самые рисковые инвестиции. Дорога смерти на этой стадии до 90%. Сейчас во всем мире оценки таких проектов упали, если говорить про средний уровень оценок международных проектов, то их оценивают в 30К-200К (в США могут дотягивать до 1М). Также на этой стадии обычно фаундеры занимают ключевые позиции в компании и работают либо бесплатно, либо за низкую зарплату.
Seed. На этой стадии проект начал работать, появилась первая выручка и уже есть все основные метрики проекта. Прежде всего – реальные данные о стоимости привлечения клиента, его жизненном цикле, основных расходных статьях. Есть исследования, подтверждающие, что проект может расти. Деньги нужны для того, чтобы расти быстро на целевом рынке, пока другие компании не заняли его. На этой стадии оценка проекта составляет от 200К до 2М обычно. Фаундеры уже могут получать зарплату в проекте на уровне среднем по рынку при условии сохранения показателей, заложенных в бизнес-план.
Series A. Стадия быстрого роста. Рынок активно занимается, быстрый рост клиентов и выручки. Как правило, деньги привлекаются для стратегического захвата большей части рынка, глубокой упаковки бренда, активного маркетинга, связи проекта с партнерскими направлениями и т.д. Оценка составляет от 3М до 15М обычно. Фаундеры и основная команда могут получать не только зарплату, но и премии, естественно, сохраняя преференции относительно доли.
Series B. Глобальный рост, захват большого числа рынка. Тут оценки еще выше, но начинает играть много индивидуальных факторов, поэтому не стоит в данном контексте углубляться.
Series C. Обычно означает размер проекта, когда фаундеры и ранние инвесторы уже редко остаются в проекте, так как проект достиг предела этапа быстрого роста и поглощен курным стратегическим игроком рынка, если этого не было сделано раньше.
Разумеется, это деление носит условный характер, но оно задает общий тренд.
Как оценивать большинство стартапов
Большая часть проектов, которые активно ищут инвестиции, находятся на стадии pre-seed или seed. И тут надо здраво оценивать ценность своего проекта.
Кстати, интересно, что если фаундеры адекатно оценивают стоимость бизнеса на ранних этапах, то это для них большой плюс в глазах инвестора. Вообще, лучше провести много раундов с плавным ростом оценки.
Понятно, что бывают в процессе поиска инвестора и исключения, когда инвестор заходит в проект по неадекватно высокой оценке (и это не значит, кстати, что инвестор проигрывает). К таким случаям можно отнести:
Удивительное искусство фаундеров убеждать.
Инвестора, который просто «хочет такой проект и точка».
Ситуацию, когда инвестором является фонд, которому надо в той или ной нише проинвестировать определенную сумму в этот период времени.
Наличие у инвестора на стадии входа, договоренностей, что по значительно более высокой оценке у него его долю купят.