Наука в стартапах

Несмотря на несколько высших образований, я очень осторожно отношусь к наукоемким стартапам. Вот если научное направление развивает крупная компания, ладно, даже средняя компания – тогда вполне может получиться хороший результат. Если вовремя отбирать у лаборантов пробирки, конечно.

А вот со сатрапами – далеко не всегда так.

С одной стороны, инвесторы часто на питчах вопрошают: «а в чем ваш секретный соус?». И круто ответить наличием уникальной технологии или патентами разных стран. Однако, наличие технологии на борту проекта – это только благие намерения и далеко не всегда объективная магнетизируемая ценность.

Почему избыток науки может утопить молодой бизнес с ограниченным финансированием:

  1. Есть специфика мышления ученных, без которой не существовало бы науки. Это искреннее желание тратить время на изучение предмета своего интереса, постигая его глубже и глубже. Давным-давно, когда я был маленький, но компьютеры уже появлялись в разных организациях, ходила присказка «надо ли платить программисту зарплату, если ему и так дали возможность посидеть за компьютером?». Действительно было так, ценность свободного компьютерного времени была огромной, а домашних компьютеров почти не было. И вот увлеченность наукой мешает бизнесу быстро развиваться. Бизнес должен работать на начальных этапах по принципу самых коротких денег. А команда, в которой преобладают научные подходы, часто идет по пути сделать лучше, назло хорошему.
  2. Вторая причина заключается в том, что стартапы – они и так идут по минному полю бизнеса. Неопределенностей очень много. А научно-исследовательская работа тянет за собой дополнительные элементы непредсказуемых открытий. Все эти цепочки событий, где каждое «ну на 90%» должно работать» приводят в результате к срыву сроков НИР и ОКР. Поэтому я всегда прошу сделать самый простой продукт и попробовать его продавать. А потом уже будем выращивать наукоемкий бизнес.

Инвестируйте в бизнес на ранних этапах, а не в исследования

Отдельно хочется отметить, что люди из науки часто путают инвестиции с финансированием научной деятельности. Когда человек проработал в научно-исследовательском институте, то он оперируют понятиями «как освоить бюджет».
Это не плохо и не хорошо. Просто у него такая модель поведения. Получить деньги на изучение темы. А отрицательный результат – это тоже результата.

Очевидно, что в бизнесе все по-другому. Задача бизнеса – заработать деньги. И инвесторы на ранних этапах не хотят платить зарплаты ученным за то, чтобы они занимались своим любимым делом.

В защиту науки

Не хотел бы я, чтобы такая статья рассматривалась как попытка отговорить от финансирования научной деятельности. Речь тут о том, что надо выбрать правильный момент, когда бизнес может вкладываться в науку и нести на себе эти расходы.

Прогресс достигается благодаря деятельности ученых и активности предпринимателей/политиков. Ну и воздействию ряда других сил, конечно.