Мотивация ИТ персонала

Есть общие правила мотивации персонала, но так как мой опыт в основном завязан на ИТ проекты, то хочется поговорить о самом любимом – про наших ИТшников.

«Нужно ли платить программисту зарплату, если ему и так дали возможность посидеть за компьютером?» - фраза из конца 80-х, когда мы боролись за возможность получить машинное время. Сейчас уже неактуальна, но все-таки, большинство ИТ специалистов – исключительно увлеченные люди. Иначе не стать профессионалом в этой области.

Особенности мотивации ИТшников

Как сказано выше, конечно, эти господа очень замотивированы самим фактом работы, но, как показывает практика, этого недостаточно.

А мотивировать их надо, потому что смена ИТ команды – довольно дорогой процесс для многих бизнесов, а для некоторых бизнесов сменить ИТ команду или даже ее часть практически невозможно без остановки всех процессов.

Разумеется, в нашем капиталистическом мире, на первом месте находится материальная мотивация. И она должна быть как минимум рыночной. Но, к сожалению, такая мотивация не работает хорошо сама по себе.

На то есть несколько причин:
  1. Если сотрудника держат только деньги, то его довольно легко переманить конкуренту.
  2. Если сотрудник исключительно работает ради денег, то он будет часто просить повышения зарплаты, иногда – даже обгоняя рейты рынка труда.
  3. Фокус вокруг материальной мотивации приводит к тому, что любые сопутсвующие задачи сотрудник будет выполнять только за избыточную и, часто неоправданную, оплату. Тут я подчеркну, что я за то, чтобы каждая работа оплачивалась, но я против избыточной декомпозиции задач на оплачиваемые шаги.

В общем, делать только материальную мотивацию – банально дорого.

Нематериальная мотивация сотрудников

Поэтому мы приходим к построению системы нематериальной мотивации ИТ специалистов. Тут есть довольно широкий набор вариантов как поступить.

Рассмотрим некоторые из них:
  1. Гибкий график присутствия. Лучше согласовывать сразу для всей проектной команды, чтобы это не влияло на слаженность работы.
  2. Действительно комфортные условия труда в соответствии с представлениями сотрудника о комфорте (а не вашими, пардон).
  3. Топливо в виде кофе, снеков, соков, конфет в офисе.
  4. Возможность обучения за счет работодателя в рабочее время. Это, кстати, очень важный момент, специалисты любят, когда компания вкладывается в их развитие.
  5. Разные виды аттестации, подтверждения навыков, благодарностей клиентов, компании и т.д. Кажется, что это все – просто бумажки, но это важно.
  6. Дать возможность работать надо своими идеями и проектами и давать возможность заработать дополнительные деньги, если это не вредит основным обязанностям. Тут я придерживаюсь принципа «если нельзя с этим бороться – надо это возглавить». Пусть у ИТшников будут подработки и можно даже самому им давать их, не зарабатывая на этом, но контролируя этот процесс. Сотрудники оценят эту лояльность. Лучше доплачивать сотрудникам за дополнительные проекты и помогать им их развивать, чем заставлять их реализовывать такие истории тайно.

Собирайте обратную связь от ИТ персонала

А еще, конечно, важно собирать обратную связь на языке ИТ специалистов. Нужно понимать особенности задач, которые могут демотивировать. Чувствовать моменты, когда работа становится в тягость. Прислушиваться к их советам.
Я и сам бывший ИТшник, так мне это все близко.

Еще можно отдельно поговорить о том, что точно демотивирует специалистов, но об этом – в другой раз.

Менторим ваши ИТ команды, обращайтесь!