Как масштабировать бизнес

Есть общее правило. Если ваш бизнес успешен – его надо масштабировать. Причем, самое правильное – это масштабировать бизнес за чужой счет.

А почему надо привлекать инвестиции на рост бизнеса?

Дело в том, что у вас уже есть ценный актив. Бизнес, который вы смогли сделать растущим. На рынке капитала довольно много инвесторов, которые ищут инструменты для инвестиций без своего активного участия в управлении.

При этом, обычно привлечение инвесторов происходит в тот период жизненного цикла бизнеса, когда банки еще не готовы выдавать кредиты на рост (ну или вас не устраивают их условия), а окно роста как раз открылось и надо им пользоваться.

Получается, если вы хотите воспользоваться моментом, надо обязательно привлекать инвестиции и растить бизнес тогда, когда самое время.

А сколько нужно денег?

Удивительно, но многие бизнесы не понимаю, что всегда выгоднее привлечь как можно меньше денег. Поэтому почти всегда размер инвестиционных раундов ограничен.

Давайте разберемся.

Если вы верите, что ваш бизнес будет расти, значит его стоимость через год будет выше, чем сейчас.
Предположим, вам нужно на 2 года 2М Евро.

Если вы оцениваете post-cap ваш бизнес в 10М Евро, то за 2М Евро вы должны отдать 20% бизнеса. И через 2 года вы полагаете, что ваша компания будет стоить уже 20М Евро.

Но лучше сделать два раунда. Первый раунда на 1М Евро, по той оценке, что есть. Post-cap у нас тогда 9М Евро, доля инвестора 11%.

Через год вы уже выросли стоите 15М Евро. Тогда привлекая еще 1М Евро с post-cap в 16М евро, вы отдаете 6,25% инвестору.

Итак.
В обоих случаях бизнес привлек 2М Евро. Но в первом случае бизнес отдал 20% доли, а во втором случае бизнес отдал 17,35% своей доли.

Типы инвесторов в бизнес

В большинстве случаев, когда бизнес привлекает инвестиции, он предлагает взамен долю. Как правило, доля эта составляет от нескольких процентов до 30%.

Больше – довольно редко. Если привлекается более 50% бизнеса – так это вообще не привлечение денег, а продажа бизнеса по большому счету.

Отдавая инвестору ту или иную долю в бизнесе, надо учитывать тип инвестора и его пожелания.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся истории:
  1. Инвестор венчурного типа. Получил долю в проекте, дивиденды его не интересуют, просматривает раз в квартал отчетность. Зарабатывает на продаже своей доли через несколько лет.
  2. Инвестор дивидендного типа. Внимательно следить за отчетностью компании, хочет получать дивиденды регулярно – раз в год, а иногда – даже раз в квартал. Рассматривает бизнес как источник постоянного потока денег.
  3. Смарт – инвестор. Вне зависимости от метода возврата инвестиций, он хочет принимать активное участие в бизнес, просится совет директоров, может приводить клиентов или партнеров, в общем – приносит активную пользу. Тут главное убедиться, что эта «польза» нужна вашему бизнесу.
  4. Партнерский инвестор. Дает вашей компании новый сегмент бизнеса за счет того, что стал совладельцем. Это могут быть новые рынки или новые клиенты или просто сам инвестор является ключевым вашим клиентом.
Очень хорошо роли и договоренности прописать на этапе инвестиционного соглашения. Чтобы у инвестора не было желание «вырывать руль» и вмешиваться в принятие решений в компании тогда, когда у него нет прав.

Инвестору тоже целесообразно пояснить какой вид отношений с ним вы ожидаете. Это очень упростит работу как с ним, так и с инвесторами следующих раундов.

Перед началом поиска инвестора важно понимать его портрет. Потому что под каждый тип пишется свой питч-дек.

Питч-дек и как понравится инвестору

Я пересмотрел около 10 000 питч-деков и написал несколько сотен для моих партнеров и заказчиков.

Несмотря на то, что есть очень много правильных рекомендаций того, как составлять этот документ, я всегда советую начать с того, почему инвестор, которого вы ищете, захочет быть частью вашего бизнеса?

Попробуйте ответить на этот вопрос максимально подробно и честно. А затем вокруг этого тезиса будем строить питч-дек.

Стремительный рост бизнеса

Привлечение финансирование дает возможность бизнесу начать резкий и стремительный рост. Но с этим надо уметь справляться.

Наиболее частно встречающиеся проблемы у бизнеса в период стремительного роста:

  1. Меняется стиль работы. Вкалывать должен начать весь коллектив, а не только руководитель.
  2. Подвергаются испытаниям отношения с первоначальной командой бизнеса. Члены такой изначальной команды могут находится в зоне комфорта с набором обязанностей, который их не слишком тяготит. Они могут быть не готовы к система постоянной отчетности, жесткого мониторинга и других факторов, которые появляются при быстром росте. К сожалению, с частью команды на этом этапе нередко приходится расстаться.
  3. Много структурных изменений и шагов по карьерной лестнице у сотрудников компании. Начинается масштабное делегирование обязанностей. В 90% случаем делегирование означает снижение эффективности бизнес-процессов как минимум на первых порах. Но других способов расти нет, поэтому многим руководителям приходится перешагнуть через себя и научиться говорить «это не моя задача».
  4. Испытание деньгами. Не все люди, вне зависимости от их статуса, могут спокойно относится к суммам, превышающим их уровень привычного потребления. Тут и алкоголизм, и звездная болезнь и другие пороки, которые будут отражаться на рабочем процессе.

Рост от инвестиций заканчивается

Хорошая новость в том, что рост заканчивается всегда. Производная графика доходов не может быть всегда положительная. Ну или хотя бы она должна достигнуть точки перегиба.

Это означает, что после периода управления компанией в режиме быстрого роста, надо переходить в режим управления компанией в состоянии стабильной работы.

Обычно это означает также смену определенных политик в компании. В частности:
  1. Переработки становятся редкостью.
  2. Хороший руководитель должен быть доступен для подчиненных большую часть времени.
  3. Планирование развития позволяет строить перспективу в несколько лет (для малого бизнеса).
  4. События в жизни компании, такие как переезд в новый офис или открытие филиалов, являются часть долгосрочного плана развития.
  5. Текучка кадров в компании минимальная.
Переходить ли на следующий этап цикла инвестиции – рост – развитие зависит от амбиций собственников бизнеса.