Рост или дивиденды

Довольно очевидный вопрос, который, как ни странно, многие фаундеры и даже бизнесмены с опытом не оговаривают на начальном этапе.

А этот вопрос явным образом влияет на то, как будет расти компания. И как будет распределяться чистая прибыль.
Существует две крайности. Первая – компания все заработанное выплачивает дивидендами. Недостаток такой позиции очевиден. При таком подходе развитие компании может происходить только за счет органического роста рынка, новые направления осваиваются медленно. Зато компания позволяет платить предпринимателя «зарплату», что многих устраивает.

Другая крайность – это полное реинвестирование прибыли. Компания фокусируется на захвате большей части рынка, развивает новые направления, ведет более рискованный бизнес.

В стартап среде более популярен формат с реинвестирование прибыли, так как обычно рассматриваются компании с быстрым ростом, а инвесторы входят в такие проекты интервальным образом. Зашел – прошло пару лет – вышел. И инвестор зарабатывает на росте стоимости компании, которая оценивается из множества метрик. Так что постоянно убыточные стартапы и даже большие компании спокойно могут быстро расти в цене.

Проблема возникает, когда учредители изначально не задекларировали свои соглашения о том, как они планируют поступать с прибылью. Понятно, что устав определяет процедуры голосования, но обычно целесообразно иметь еще дополнительный документ, в котором описываются ожидания учредителей и их политику голосования, которой они планируют придерживаться.

Модели распределения дивидендов

Такой политикой распределения дивидендов может быть, например:

  1. 10% чистой прибыли распределяется между учредителями, остальное реинвестируется.
  2. Распределяется 10 000 долларов на 1% держателя доли, а остальное – направляется на развитие. Если сумма чистой прибыли меньше такой оценки, распределяется вся сумма в виде дивидендов.
  3. Дается право участнику, при соблюдении ряда условий, отказаться от дивидендов, если принято решение их выплачивать и выкупить у других участников долю вместо получения дивидендов по согласованной оценке.

Основной всех таких договоренностей является важный элемент декларации бизнеса, куда я обычно советую включать от каждого учредителя:

  1. В каком размере или доле учредителю требуется получать дивиденды в перспективе 3-5 лет.
  2. На какой срок учредитель хочет войти в бизнес.
  3. Какой уровень финансовых показателей заставит учредителя начать выход из бизнеса с продажей своей доли.
  4. Какие для учредителя есть показатели бизнеса, после которых он будет считать, что проект ему неинтересен.
  5. Если ли у учредителя смежные интересны, которые не могут быть измерены в стоимости бизнеса или дивидендах, и какие это интересы (это может быть пиар, связь с другим своим бизнесом, отношение к бизнесу как к хобби и т.д.)

Собрать эти данные я очень советую до начала любого проекта.